суббота, 28 ноября 2009 г.

Единственные люди в мире

В истории человечества полные изоляты довольно редки, но были периоды преобладания относительной взаимной изолированности, особенно в горных областях и в состоящих из мелких островов архипелагах.

Однажды в зоопарке г. Финикса (Аризона, США) у вольера слона стояло очень симпатичное семейство. Глава семьи был пожилым атлетичным негром, уже сильно седеющим, очень темным, с волевым интеллигентным лицом. Жена его была очень светлая моложавая блондинка лет под 50. С ними была, рыженькая девушка около 20 лет, очень похожая на мать, явно ее дочь от предыдущего брака, очаровательная мулатка-подросток 14–15 лет, общая дочь этой пары, и мальчуган-вьетнамец лет десяти, усыновленный, общий баловень всего семейства. Судя по всему, это была вполне благополучная семья, им нравился слон, нравился этот летний день, нравилось быть вместе, и лица их сияли открытыми и приветливыми улыбками.

Нельзя сказать, что это была типичная американская семья, но все же семей, подобных этой, в современных США немало. Их растущее число отражает процесс глобализации нашего мира, в ходе которой становятся все менее значимыми национальные и расовые перегородки, и люди разных стран, народов, рас, вероисповеданий все свободнее общаются друг с другом, вплоть до того, что почти повсеместно распространяются всевозможные смешанные браки.

Однако подобная открытость и свобода общения существуют не всегда и не для всех.

Юрисдикция племени хопи

В 300 км севернее Финикса, с его космополитической атмосферой, этническим и расовым многообразием, находится высокогорная резервация индейского племени хопи (около 7 тыс. чел.), со всех сторон окруженная низинными землями индейской резервации навахо (200 тыс. чел.). Если о навахо никак нельзя сказать, что они живут в изоляции, то к хопи такое определение вполне применимо. Попав туда через несколько месяцев после встречи в зоопарке, С. Арутюнов нашел там помимо самих хопи десятка два навахо и представителей других индейских племен, состоящих в смешанных браках с хопи, и одного белого американца, учителя местной средней школы, живущего там одиноко уже лет 20 (сын его женат на индеанке и вполне вписался в племя).

У въезда в резервацию стоит деревянный щит с надписью: «Пересекая эту черту, вы попадаете под исключительную юрисдикцию племенного совета хопи и его судов». Конечно, в случае убийства или особо крупного грабежа сюда нагрянут федеральные следователи, но таких случаев здесь не было уже много лет, и, соответственно, ни одного федерального чиновника здесь давно никто не видел. Часть хопи – христиане (протестанты или католики), но большинство отправляют традиционные обряды культа духов предков. На время таких обрядов у въезда в село ставится щит с просьбой к туристам (которых вообще бывает не очень много) воздержаться от посещения данного селения.

Хопи пасут немного овец и коз, сажают кукурузу и фасоль. Едят испеченный на камнях тонкий, как папиросная бумага, хлеб «пики», сине-серого цвета (его делают из чернозерной кукурузы), блюда из тыквы и фасоли, характерные вообще для индейской кухни Юга США. Немало потребляют и покупных продуктов, одежда и утварь тоже покупные. У них есть радиоприемники, у многих автомашины, у некоторых телевизор.

Основной источник их денежного дохода – художественное ремесло: расписная керамика, плетение, имитации традиционных обрядовых кукол качина, но более всего ювелирные изделия из серебра с чернью – броши, пряжки, шкатулки, застежки шнурковых галстуков боло и т.д. Их охотно покупают туристы, но еще более – оптовики. Потом в салонах Финикса и других городов США эти вещи продаются втрое-вчетверо дороже, чем в сельской лавчонке в резервации. Так что, с одной стороны, хопи, как и другие племена резерваций, вовлечены в рыночный процесс глобализации, с другой – очень ревниво охраняют свою особость, язык, изолированность, обряды, верования, традиции, патриархальный уклад жизни.

Такие относительно небольшие сообщества людей, во многом изолированные от окружающего мира, ограничивающие свои семейные, брачные, общественные контакты узким кругом собственного племени, этнологи называют изолятами.

Парадокс «Баунти»

В истории человечества полные изоляты довольно редки, но были периоды преобладания относительной взаимной изолированности, особенно в горных областях и в состоящих из мелких островов архипелагах. С другой стороны, очень дальние странствия и контакты имели место и в самые давние времена.

Палеолитическая стоянка Мальта в Прибайкалье дала образцы развитого искусства (резьбы по кости мамонта) 20-тысячелетнего возраста. На одной пластине изображена кобра. Ближе чем в 3000 км отсюда кобры никогда не водились, а южнее Прибайкалья нигде не водились мамонты. Значит, был человек, который видел кобру, скажем, в Южном Узбекистане, прошел 3000 км, дошел до Байкала и здесь по памяти вырезал ее на кости!

Пожалуй, наиболее близкую к полной изоляции модель существования можно было еще недавно наблюдать у папуасов-горцев о-ва Новая Гвинея. Небольшие группы деревень в какой-либо долине жили, по существу, еще в каменном веке, снабжая себя всем необходимым, включая орудия труда и утварь (одежда у них почти отсутствовала); «белых людей» они не видели вообще, а с племенами соседних долин только воевали. Но сегодня войны прекратились, понемногу начинается возделывание коммерческих культур, появились железные орудия, алюминиевая посуда, транзисторные радиоприемники, так что изолированность уменьшается.

Изолятами являются общины, населяющие мелкие острова Океании, особенно коралловые. Сюда не летают самолеты, а суда заходят пару раз в год – доставить необходимые товары и почту и забрать урожай копры (ядра кокосового ореха) – единственного здешнего коммерческого продукта. При большой рождаемости отсюда идет постоянный отток молодежи, уезжающей в Америку, Австралию, Новую Зеландию в поисках работы и лучшей жизни.

Самый известный из таких изолятов – о. Питкэрн в южной части Тихого океана площадью около 5 квадратных километров и с населением 60–70 чел. Этот необитаемый ранее островок был заселен в 1790 г. взбунтовавшимися моряками с британского корабля «Баунти» и привезенными ими с собой женщинами-таитянками. В ходе бурных «выяснений отношений» между новопоселенцами единственным живым мужчиной остался Джон Адамс; несколько уцелевших таитянок стали его женами.

Комментариев нет: